| Что делать, если у ребенка есть чувство страха?
Советы психолога
Что делать, если у ребенка есть чувство страха? Ø В семье родителям необходимо поддерживать
благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими
членами семьи. Ø В условиях домашней обстановки важно обеспечить
ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним. Ø Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться
разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них,
нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и
т. п. Ø Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть
особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту. Ø Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых
говорится о том, как герои преодолевают трудности и спасаются от опасностей. Ø Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед
сном, можно придумать "ритуал прощания", который необходимо постоянно
поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание
сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п. Ø Эффективным приемом в коррекции страхов является
поддержка ребенка словами: "Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим
дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать
меня". Ø Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за
испытываемый им страх. Ø В домашних условиях необходимо контролировать, какие
мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные
игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть
сцены насилия. Ø Важно предусмотреть совместный отдых, способствующий
налаживанию эмоционального контакта с ребенком, проявлять заботу и ласку. Ø Если у ребенка что-то не получается, не следует ругать
его. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности. Ø В условиях семьи надо использовать единые требования в
вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.
Советы педагогам
§ Нельзя оставлять без внимания жалобы малыша, следует
относиться к ним с пониманием, каким бы беспочвенным не казался его страх.
§ Следует поговорить с воспитанником о его страхах.
Лучше делать это в спокойной обстановке, посадив малыша на колени, или сесть
рядом с ним. Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи
и ожидая ответа "да" - "нет" или "боюсь" -
"не боюсь". Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок,
надо только время от времени. Тем самым можно избежать непроизвольного внушения
страхов. Во время беседы взрослый должен подбадривать и хвалить ребенка, а
также не стоит зачитывать список страхов с листочка. § Попробовать переубедить ребенка. Важно не уменьшать
страх, не придавая ему значения, не говорить малышу о том, что все это
глупости. Надо поделиться с воспитанником своим опытом, рассказать о том, чего
вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться.
§ Сочинить вместе с ребенком сказку или рассказ на тему
его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает
страх.
§ Нарисовать страх - это самый распространенный и
действенный метод борьбы с ним. После того как ребенок нарисует, следует сжечь
бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не
существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его. Пепел от
сожженной бумажки нужно развеять. Делать все это необходимо вместе с
воспитанником, не забывая все время хвалить его, говорить, какой он смелый и
большой, какой молодец, что смог победить страх.
§ Использовать игру или инсценировки. Это лучше делать в
группе детей. Родители могут закрепить достигнутые результаты дома, повторив
задание вместе с ребенком. Но не стоит заставлять детей, это может спровоцировать
еще больший страх.
§ Организовать общение ребенка со сверстниками, у
которых тоже есть страхи. Малыш будет ощущать моральную поддержку, новые
знакомства помогут ему отвлечься от своих мыслей.
§ Все виды коррекции стоит применять в комплексе.
Советы родителям § Не стоит заниматься "закаливанием", т. е.
если ребенок боится темноты и спать один, не запирайте его в комнате,
"чтобы привыкал". Вы еще больше напугаете ребенка, но это самое
меньшее, что может произойти. Последствия таких "закаливаний" печальны:
неврозы, заикания, отклонения в развитии.
§ Не относитесь к страхам детей как к капризам, тем
более нельзя ругать и наказывать детей за "трусость".
§ Не принижайте значение страха для самого ребенка, не
игнорируйте его жалобы. Важно дать почувствовать ребенку, что вы его хорошо
понимаете: объяснить малышу, что "монстров" не существует, обычно
невозможно.
§ Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной
безопасности, тем более когда вы, родитель, рядом с ним, Ребенок должен верить
вам.
§ Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача
родителей - понять, что именно беспокоит его и что явилось причиной страха.
§ Постарайтесь отвлекать ребенка. Например, когда у него
началась паника, займите его игрой, наблюдением за чем-нибудь. Больше
разговаривайте с ребенком!
Поддерживайте ребенка, но не идите на поводу. Например, если ребенок
боится огня, можно не включать в его присутствии газовую плиту, такое потакание
успокоит малыша, но не избавит его от страха.
| |